Родителям о Федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного образования
(ФГОС ДО)
Что, когда, зачем и почему?
Понять ребёнку нужно самому.
А создать условия для понимания-
И есть мастерство воспитания.
Что такое ФГОС?
Понятие ФГОС
(англ. standart – норма, образец) – «образец, эталон, модель, принимаемые за
исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов». Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС
ДО) создан впервые в российской истории, утвержден Приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 и введён в
действие с 1 января 2014 года.
Стандарт разработан на основе:
- Конституции РФ.
- Законодательства РФ.
- Конвенции ООН о правах ребёнка.
Зачем нужен стандарт?
Обучение и воспитание дошкольников в ДОУ осуществляются в соответствии с Программой дошкольного образования (далее — Программа). ФГОС ДО - это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоенияПрограммы.
На основе стандарта разрабатываются сама Программа, вариативные примерные образовательные программы, нормативы финансового обеспечения реализации Программы и нормативы затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, ФГОС ДО используется для оценки образовательной деятельности организации, формирования содержания подготовки педагогических работников, а также проведения их аттестации.
ФГОС ДО должен способствовать повышению социального статуса дошкольногообразования, обеспечению равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования, и сохранению единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Обеспечит ли стандарт дошкольного образования
одинаковую для всех подготовку к первому классу?
Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку. Давление школы на дошкольное образование недопустимо, его нужно оградить. В зависимости от возраста предлагаются виды деятельности, освоив которые, ребенок сможет подготовиться к учебной деятельности. Главное, что он подойдет с мотивацией – «хочу учиться».Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий творческий потенциал каждого и всей нашей культуры.
Подробнее о ФГОС ДО
ФГОС ДО - это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы. Это совокупность государственных гарантий получения бесплатного доступного качественного образования посредством:
- расширения возможностей
развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка
дошкольного возраста;
- обеспечения условий здорового
образа жизни и безопасности ребёнка;
- приобщения детей через
соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности
к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- развития интереса и мотивации
детей к познанию мира и творчеству;
- реализации вариативных
образовательных программ;
- соблюдения прав ребёнка,
родителей и других участников образовательного процесса.
Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования:
- полноценное проживание ребёнком
всех этапов детства, амплификация детского развития;
- построение образовательной
деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- содействие и сотрудничество
детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом)
образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в
различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с
семьёй;
- приобщение детей к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных
интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах
деятельности;
- возрастная адекватность
дошкольного образования соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной ситуации
развития детей.
Цели стандарта:
- Повышение социального статуса
дошкольного образования;
- Обеспечение государством
равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного
дошкольного образования;
- Обеспечение государственных
гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства
обязательных требований к условиям реализации образовательных программ
дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
- Сохранение единства образовательного
пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт устанавливает требования,
обязательные при реализации Программы
- к структуре Программы и её
объёму;
- к условиям реализации
Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым,
финансовым условиям и к предметно-пространственной среде;
- к результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Результаты
освоения ООПДО (основной образовательной программы дошкольного образования)
понимаются только как целевые ориентиры для всех участников образовательных
отношений. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе,
в виде педагогической диагностики.
Тезисы о ФГОС ДО:
- Ребёнка ценят, а не оценивают!
- Дошкольное детство не призвано
к школе, к развитию знаний, умений, навыков!
- Самоценность детства! Значимо
то, что происходит с ребенком сейчас, а не подготовка к следующему
периоду!
- Содействие и сотрудничество
ребенка - активного деятеля и взрослого!
- В ФГОС ДО - главное не
результат, а условия!
- ФГОС ДО направлен на
образование и развитие ребенка, через игру и другую понятную, доступную
детям деятельность.
- ФГОС ДО ориентирует на сохранение здоровья, обеспечение безопасности и воспитание здорового образа жизни ребенка.
Спасибо, за информацию о стандарте ФГОС, значение в образовательном процессе и развитии ребенка как личность.
ОтветитьУдалить